Бунин красавица сочинение егэ по русскому

Проблема

Чинопочитание и угодливость

Отношение автора к проблеме

Некоторые проблемы остаются актуальными на протяжении нескольких столетий. Вопрос карьерного роста волновал человека испокон веков, некоторые люди готовы на всё ради собственной выгоды. Вслед за чинопочитанием следует угодливость, а недалеко от них находится и коррупция. Разумеется, необходимо с уважением относиться к тем, кто занимает более высокую должность, но нельзя преклоняться перед ними и забывать о собственном достоинстве.

Аргументы

  1. Чинопочитание – это почитание людей, занимающих более высокую должность.
  2. Угодливость – это склонность проявлять чрезмерную услужливость.
  3. Чинопочитание и угодливость – это неоправданная низость.
  4. Разница в чинах способна превратить близких людей в врагов.
  5. Людям, занимающим высокое положение в обществе, как правило, безразличны беды простого народа.
  6. Высокая должность ещё не означает наличие ума или таланта у её обладателя.
  7. Чинопочитание уничтожает личность в человеке.
  8. Если приходится кому-нибудь прислуживать, нужно всеми силами сохранять собственное достоинство.
  9. Под чинопочитанием и угодливостью скрывает лицемерие, подлость, страх.
  10.  Уже на протяжении долгого времени чинопочитание относится к числу наиболее острых социальных проблем России.

Эпитеты к слову «чинопочитание»

Бессмысленное, бесстыдное, гнусное, грязное, мелкое, непристойное, низкое, ничтожное, заядлое, отчаянное, ежедневное, образцовое, совершенное, немыслимое, витиеватое, вкрадчивое, высокопарное, гнусное, грязное, завуалированное, искусное, неоригинальное, незначительное, шаблонное, элементарное, безнравственное, бессердечное, бесстыдное, бесстыжее, бесчестное, вопиющее, дурное, злодейское, привычное, пустое, простое, тайное, хлопотливое, обременяющее, мерзкое, мошенническое, мрачное, неблаговидное, недоброе, незаконное, некрасивое, непристойное, неразумное, нечистое, низкое, обманное, отвратительное, плохое, подлое, позорное, постыдное, пошлое, предательское, преступное, страшное, коварное, красноречивое, лисье, лицемерное, ловкое, лукавое, наглое, напористое, нахальное, неотразимое, низкое, подле, приторное, сладкое, сладкоречивое, тонкое, натуральное, тщательное, продуманное, умелое, хитрое, хитроумное, активное, беззаветное, бесперебойное, высококачественное, изобретательское, интенсивное, исступленное, лихорадочное, стыдное, ловкое, налаженное, напряженное, неистовое, неотложное, неутомимое, плодотворное, поспешное, радостное, самозабвенное, самоотверженное, святое, систематическое, слаженное, согласованное, спешное, старательное, страстное, упорное, усердное, яростное.

Эпитеты к слову «угодливость»

Бессмысленная, бесстыдная, вероломная, витиеватая, вкрадчивая, высокопарная, гнусная, грубая, грязная, завуалированная, змеиная, изящная, искусная, коварная, красноречивая, лисья, лицемерная, ловкая, лукавая, любовная, наглая, напористая, нахальная, незаметная, неотразимая, низкая, подлая, приторная, приятная, сладкая, сладкоречивая, сладостная, тонкая, умелая, хитрая, хитроумная, активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная, героическая, горячая, дружная, жаркая, живая, живительная, изобретательская, интенсивная, интересная, исступленная, кипучая, ладная (разг.), лихорадочная, ловкая, налаженная, напряженная, неистовая, неотложная, неутомимая, нормальная, перспективная, плодотворная, подвижническая, поспешная, радостная, ритмичная, самозабвенная, самоотверженная, святая, систематическая, слаженная, согласная, согласованная, созидательная, спешная, срочная, старательная, страдная, страстная, творческая, терпеливая, труженическая, ударная, упорная, усердная, честная, четкая, экстренная, эффективная, яростная, автоматическая, безотрадная, безустанная, бесперспективная, бессмысленная, глупая, гнетущая, грязная, изнурительная, изнуряющая, истощающая, каторжная, кропотливая, машинальная, механическая, монотонная, мужская, муравьиная, мучительная, надоедливая, неблагодарная, неинтересная, нелегкая, непосильная, неприятная, нервная, нудная, обременительная, однообразная, остервенелая, отупляющая, скучная, собачья, сухая, томительная, тоскливая, трудная, труженическая, тягостная, тяжелая, тяжкая, удручающая, унылая, хлопотливая, черная, чиновничья.

Синонимы к слову «чинопочитание»

Подобострастность, раболепство, прислужничество, услужливость, подчинённость, рабская покорность, слепое повиновение, излишняя мягкость.

Синонимы к слову «угодливость»

Подхалимство, подобострастность, раболепство, услужливость, заискивание, прислужничество, лесть, приторность, лакейство.

Примеры из художественной литературы

  1. А.П. Чехов «Смерть чиновника».

В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» поднимается тема чинопочитания и угодливости. В начале повествования читатель знакомится с мелким чиновником Иваном Червяковым. Автор специально наделил главного героя такой фамилией, для того чтобы показать всю его ничтожность и незначительность.

Завязка сюжета происходит в самом начале рассказа, где Червяков случайно чихнул прямо на затылок статского генерала Бризжалова. В приступе раболепства перед лицом, занимающим высокую должность, Червяков не находит себе покоя, даже получив прощение в ответ на извинение. Главный герой принимает решение извиниться ещё раз, а затем ещё и ещё. Подобное поведение делает его с каждым разом всё более жалким и нелепым, а генерал, давно уже позабывший об этом инциденте, начинает раздражаться и негодовать. Бризжалов не мог понять причины унижения и надоедливости Червякова, поэтому посчитал это наглостью с его стороны.

В итоге генерал не выдержал навязчивости мелкого чиновника и, накричав, прогнал его прочь. Для Червякова это происшествие стало настоящей трагедией, в результате которой он умирает от переживаний. Главный герой рассказа не смог пережить того, что упал в глазах столь уважаемой персоны.

Конфликт Червякова с Бризжаловым – это, прежде всего, конфликт с самим собой. Смысл поступков главного героя непонятен морально целостной личности. Вся проблема заключается в привычке пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе.

Основная идея рассказа заключается в потере нравственных основ и идеалов, на которых формируется человеческая личность.

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сильная, независимая и целеустремлённая личность, сторонник правды и ярый противник чинопочитания, которое так приветствуется в фамусовском обществе. В детстве и юности он воспитывался в доме Фамусова, а затем уехал получать образование заграницу. Вернувшись на родину Чацкий осознаёт, какая большая пропасть легла между ним и старыми знакомыми, никто не воспринимает его идеи, не понимает стремлений и жизненных ценностей главного героя.

Противоположностью Чацкого выступает Фамусов, который ценит больше всего в жизни чинопочитание и карьеризм. Он считает, что для продвижения по службе все средства хороши: угодливость, лесть, лицемерие. Фамусова волнует лишь то, что подумают о нём в обществе, поэтому напускная благопристойность делает его высоконравственным господином.

Не менее важную роль в комедии играет секретарь Фамусова Молчалин. Он жил по завету отца: «угождать всем людям без изъятья; хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Молчалин оправдывает свою фамилию, он постоянно молчит, никогда не выказывает собственного неудовольствия в отношении чего-либо и этими качествами вызывает расположенность Фамусова. Он использует чувства Софьи для продвижения по карьерной лестнице, стараясь угодить своему хозяину и быстрее достичь высших чинов.

А.С. Грибоедов представил все пороки современной ему действительности в фамусовском обществе. Писателя волновала судьба России, где не было места честным и порядочным личностям, наподобие Чацкого из-за поголовного карьеризма и лицемерия.

  1. А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

В рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» идёт речь о встрече двух давних приятелей на железнодорожном вокзале. Автор не говорит об их внешности, но практически сразу становится ясно, что они принадлежат к разным слоям общества: толстый только что пообедал, и от него пахло дорогим вином, а тонкий вышел из вагона, нагруженный многочисленными коробками и чемоданами. Оба приятеля вначале обрадовались встрече и начали дружескую беседу, в ходе которой тонкий с гордостью представил свою жену и сына – ученика третьего класса. Затем тонкий пустился в воспоминания, рассказывая о своей судьбе после окончания школы. Что примечательно, его сын не сразу снял фуражку в знак приветствия отцовского друга, он вначале подумал, какой чин занимает этот мужчина.

Толстый был искренне рад встрече, тонкий тоже, но только до тех пор, пока не узнал, что бывший одноклассник уже дослужился до чина тайного советника и имеет две звезды. С этого момента тонкого будто подменили, он резко «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съежился, сгорбился, сузился». Его супруга и сын вытянулись по стойке смирно, а сам тонкий стал обращаться к другу на Вы и называть его «Ваше превосходительство».

Толстому такое поведение приятеля неприятно, он не может понять, к чему это чинопочитание, ведь они не начальник и подчинённый. Он всеми силами пытается донести до тонкого, что хочет общаться с ним на равных и сейчас не имеет никакого значения, кто какую должность занимает и чего достиг в жизни. Но тонкий продолжал подобострастно улыбаться и горбиться, вызывая напускным благоговением отвращение у своего приятеля. Толстому ничего не оставалось, как скоропостижно удалиться, подав на прощание руку.

А.П. Чехов осуждал рабское повиновение людей, подобных тонкому, готовых пресмыкаться и унижаться даже перед старыми друзьями, которые преуспели в жизни.  

Примеры из жизни

  1. Н.В. Гоголь был одним из первых писателей, которые стали обращаться в своих произведениях к проблеме чинопочитания и угодливости. Его разочарование в государственном устройстве России началось в 1828 году, когда он переехал в Санкт-Петербург. Его средств не хватало для нормального существования в столице, а надеждам не дано было сбыться. Он пробовал пробиться на сцену, стать чиновником, писать, но все его попытки заканчивались провалом. В 1929 году писатель устроился помощником столоначальника второго отделения департамента Министерства уделов. У него был самый младший чин – коллежский регистратор. Николай Васильевич выдержал в должности чиновника всего полтора года, потому как работа его была бессмысленной и монотонной. Во время своей службы писатель столкнулся со всеми «прелестями» прислужничества и несправедливости в отношениях между людьми разных социальных слоёв общества. Именно здесь он почерпнул материал для своих петербургских повестей. Чиновничье существование стало для него ненавистным, он не мог понять, как человек может забыть о собственном достоинстве. Гоголя волновал вопрос, что заставляет мелких чиновников пресмыкаться перед высшими должностными лицами.
  2. Многим известен указ Петра I «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Но мало кто знает истинную причину его принятия. Государь пытался таким образом бороться с дворянской спесью. Военные, имеющие самые низкие звания, позволяли себе общаться с командирами надменно и вызывающе. Такое положение вещей не устраивало правителя Российской империи. В подтверждении благородных намерений этого указа существует ряд других. Например, указ «О пришитии пуговиц к лицевой стороне солдатского мундира». Распоряжение пришивать металлические пуговицы на манжеты мундиров вышло для того, чтобы солдаты избавились от привычки вытирать рукавом рот после еды. Военная форма должна быть опрятной, а не в жирных пятнах. Следующий указ касался морского флота, который Пётр I и основал. Матросам запрещалось заграницей «вусмерть упиваться, дабы не позорить честь флота и государства». Причиной данного распоряжения стала привычка моряков злоупотреблять спиртным по сошествию на берег.

Народная мудрость

  1. «Дружба дружбой, а служба службой». Смысл данной пословицы заключается в том, что работу и личное смешивать нельзя.
  2. «Прост, как свинья, а лукав, как змея». В этой пословице идёт речь о хитрых людях, которые ничего из себя в действительности не представляют.
  3. «Кто в чин вошёл лисой, тот в чине будет волком». Смысл данной пословицы заключается в том, что, если человек занял свою должность при помощи хитрости и обмана, то обращаться с подчинёнными он будет очень жестоко.
  4. «Одному богу молится, а другому кланяется». В данной пословице говорится о двуличности человека, который старается всем угодить.
  5. «Речи, как мёд, а дела, как полынь». В данной пословице идёт речь о людях, слова которых льстивы и красноречивы, а поступки – подлые и жестокие.
  6. «Всем угодлив, а никому не пригодлив». В этой пословице говорится о тех людях, которые стараются всем угодить, а в результате остаются ненужными.
  7. «В глаза не хвали, за глаза не кори». Наши мудрые предки призывали свой народ быть честными и достойными. Они говорили, что не нужно льстить и ругать за спиной. Нужно быть с человеком искренним, хочешь его укорить – кори, глядя в глаза.
  8. «С просителем шибко, с начальством гибко». В данной пословице идёт речь о людях, которые умеют прогибаться перед начальством, а с тем, кто зависит от них – обращаются жёстко.
  9. «Мягко стелют, да жёстко спать». В этой пословице идёт речь о людях, которые сладко рассказывают, но подло поступают.
  10.  «Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит, да хвостом виляет». В этой пословице говорится, что опасность представляют не те люди, которые ругаются и скандалят, а те, которые делают всё исподтишка. Они втираются в доверие, льстят в глаза, а при удобной возможности вонзят нож в спину.

Как анализировать текст в комментариях?

Не надо подробно анализировать всю структуру исходного текста (вы собьётесь на пересказ). Отберите только то, что имеет прямое отношение к выделенной вами проблеме и отвечайте на вопрос: как раскрывает автор эту (конкретную) проблему

Чтобы комментарий не был оценён, как пересказ текста (критерий К2), обозначайте действия автора: автор обращает внимание читателя на (что?), подчеркивает (что?), выделяет (что?), замечает (что?), анализирует (что?), указывает на (что?), убеждает читателей в том, что… Глаголами-маркерами вы показываете, что не пересказываете текст, а комментируете заявленную вами проблему

План

Для того чтобы на сто процентов подготовиться к написанию сочинения (эссе) по русскому языку, необходимо четко представлять себе план будущей работы.

1. Вступление. Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Помните, что структура сочинения на ЕГЭ по русскому требует краткого вступления, состоящего из 3-4 предложений. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.

2. Определение и постановка основной проблемы статьи

Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме»

Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.

3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме. В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом

В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого

Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.

4. Отражение авторской позиции. Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.

5. Ваша точка зрения и ее аргументация. В этой части недостаточно выразить свою поддержку автору или несогласие с его мнением. Здесь вы должны предоставить доказательства в пользу идеи писателя либо же против его тезисов. Если вы согласны с позицией повествователя, то вам необходимо привести два аргумента в защиту его позиции: при этом в качестве доказательств нужно использовать не цитаты из текста, а доводы из собственного опыта и литературы. Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте: вам требуется сформулировать свое личное мнение. Если же вы выступаете против позиции писателя, вам нужно укрепить свои рассуждения соответствующими аргументами и постараться изменить точку зрения читателя по поводу поднятой проблемы. В работе вам помогут нижеприведенные клише.

6. Заключение. Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:

  1. Подведения итога главных идей автора.
  2. Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
  3. Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
  4. Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.

Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать. Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Пояснения по каждому из критериев

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов. Аналогичным образом человек воспринимает иностранную речь, в по-токе которой изредка попадаются знакомые слова, и слушающему кажется, что именно в них заключено главное содержание сообщения.

2. Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, т. е. с отсутствием инструментальных навыков. Ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. Ошибки этого типа зачастую вызваны либо не вполне грамотным педагогическим руководством со стороны преподавателя, либо неверной реализацией тех или иных методи-ческих рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий. Эти ошибки возможны нескольких типов.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

К6. Точность и выразительность речи

При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

К7–К10. Грамотность

Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

К11. Соблюдение этических норм

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки – этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.

Этическая ошибка1 связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

В работе, оцененной по этому критерию в 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);

– приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Проблема – вопрос, над которым размышляет автор

Важно не путать понятия «тема» и «проблема» (проблема конкретнее), выбрать главную проблему и не ставить перед собой несколько вопросов. Сформулируй главный проблемный вопрос, а всё твоё сочинение-рассуждение будет ответом на него

За этот критерий можно получить 1 балл, но он очень важен. Если ты неверно сформулировал проблему, то потеряешь целых 8 баллов по всем содержательным критериям 1 – 4.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте

Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям (что хотел сказать автор этими примерами) и смысловую связь между ними (как приведенные ситуации связаны между собой: противопоставлены, дополняют друг друга, поясняют и т.п.)

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать или процитировать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором (лучше с автором согласиться, в противном случае будет сложно обосновать). Обосновать
свое отношение можно любым способом: привести пример из жизни/истории/кино/литературы. Будет достаточно всего несколько предложений.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме. К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого заранее продумай композицию.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

По 3 балла за критерии 7 и 8 можно получить только при полном отсутствии орфографических ошибок

K9. Соблюдение языковых норм.

2 балла ставится при отсутствии грамматических ошибок. Если сомневаешься в правильности выбранной формы слова, то замени его на синоним или перефразируй предложение.

K10. Соблюдение речевых норм.

Убедись в том, что смысл каждого предложения понятен. Если 2 балла получить не удастся, то за критерий 6 получить максимальный балл невозможно

K11. Соблюдение этических норм.

Убедись, что твои выражения корректны и нейтральны, тогда 1 балл у тебя в кармане

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Проверь факты – правильно ли ты указал фамилии героев и авторов в комментарии или собственной позиции, не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Если не допустишь фактических ошибок, то получишь 1 балл

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством». Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе. Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна. У выпускника не должно быть никаких сомнений, что имел в виду составитель задания.

Отсутствие рассуждения

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав. При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Логические ошибки

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Часто в сочинениях искажают факты из сюжета произведения, путают название произведения, его автора или имена персонажей. Такие серьёзные фактические ошибки могут воспринять как незнание литературного материала — а это «незачёт» по второму критерию.

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Как на самом деле надо писать комментарии ЕГЭ-2020

За комментарий ставят 5 баллов. Основные его компоненты:

  • Пример из текста, важный для понимания проблемы (конкретное предложение, цитата)
  • Анализ примера – что автор хотел нам этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает
  • Второй пример из текста
  • Анализ второго примера
  • Смысловая связь между примерами (они противопоставлены? Первый дополняет второй? Второй – вывод из первого? и т.д.)

Если все эти 5 пунктов присутствуют в работе, ученик получает 5 баллов.

Комментарий должен быть объёмным и подробным. Допустим небольшой пересказ (особенно если пишете сочинение по художественному тексту!), но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.

Используйте клише

  • Автор заставляет нас задуматься…
  • Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
  • В тексте противопоставлены…
  • Автор приводит пример/делает акцент на…

Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:

Тем самым автор хочет донести до читателей…
Таким образом, писатель призывает нас…
Это показывает, как важно…
Этот пример даёт нам понять…

Больше нет никаких секретов, премудростей, подводных камней и т.д. Остальное – дело практики. Подробный разбор комментария и примеры эталонных работ часто показывают преподаватели образовательного центра «MAXIMUM» на бесплатных мастер-классах про ЕГЭ и профориентации (на выбор). Можно зарегистрироваться и задать преподавателю вопросы прямо на вебинаре.

Однако всё то, что было описано выше, уже должно очень сильно вам помочь написать идеальный комментарий ЕГЭ на 5 баллов.

Русская литература:

  • Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
  • Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
  • Бабель И. — «Конармия»
  • Бианки В. — «Рассказы о животных»
  • Блок А. — «Двенадцать»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
  • Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  • Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
  • Воробьев К. — «Немец в валенках»
  • Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
  • Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
  • Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
  • Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
  • Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Дудинцев В. — «Белые одежды»
  • Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
  • Железняков А. — «Чучело»
  • Жигулин А. — «Черные камни»
  • Закруткин В. — «Матерь человеческая»
  • Замятин М. — «Мы»
  • Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
  • Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
  • Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
  • Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
  • Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
  • Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
  • Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
  • Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
  • Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
  • Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
  • Никитин А. — «Хождение за три моря»
  • Носов Е. — «Трудный хлеб»
  • Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
  • Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
  • Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
  • Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
  • Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
  • Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
  • Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
  • Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
  • Пришвин М. — «Кладовая солнца»
  • Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
  • Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
  • Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
  • Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
  • Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
  • Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
  • Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
  • Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
  • Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
  • Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
  • Успенский Г.И. — «Выпрямила»
  • Фадеев А. — «Молодая гвардия»
  • Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Чернышевский Н. — «Что делать?»
  • Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
  • Чуковская Л. — «Софья Петровна»
  • Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
  • Шаламов В. — «Колымские рассказы»
  • Шварц Е. — «Дракон»
  • Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

История создания

Данное стихотворение появилось на свет в 1903 году. Это был не простой период в жизни автора. Он связал себя впервые узами брака, после неудачного, но искреннего романа. Но, поскольку, предложение своей избраннице он сделал очень быстро, так и не успев узнать её как следует, то столкнулся с тяжестями женитьбы. В письме к своему брату поэт рассказывает, что в семейной жизни его ждало непонимание и нежелание принять его. Жена даже не пыталась постараться разделить чувства, жизнь и переживания Бунина. Это негативно сказывалось на их браке и приносило ему страдания. Возможно, причиной послужило то, что его избранница была очень молода, она едва окончила гимназию. Соответственно и взгляды на жизнь и ценности у них были разными. В этом браке он чувствовал себя несчастным и одиноким. Больнее всего для него было то, что человек, с которым он навек связал свою жизнь, не может и не хочет развеять его одиночество. Эти все факторы негативно отражались и на творчестве поэта.

Читая данное произведение, может показаться, что написано оно было поздней осенью, когда даже природа навевает грусть. Но это не так. Данное стихотворение автор написал летом, когда погода совершено не способствует унынию. Из этого можно сделать вывод, что автор находился в очень мрачном «осеннем» настроении.

Одиночество, которое автор нам передает по средствам поэзии, очень хорошо демонстрирует его внутреннее состояние. Разрыв с любимым человеком, неудачный брак, материальное благополучие – это все то, что окружало творца на тот момент, а впоследствии привело к эмиграции во Францию.

Жанр, размер произведения

Жанром этого произведения выступает элегия, с элементами послания. На протяжении всего произведения мы можем наблюдать личные переживания лирического героя. Так же автор пытается рассказать о своих чувствах девушке, с которой расстался.

Написано же «Одиночество» чередованием анапеста с амфибрахием. Рифмовку автор так же чередует параллельную с перекрестной. Так же Бунин выбирает мужскую рифму с ударением на последний слог.

Композиция произведения

В данном стихотворении используется необычная композиция. Здесь автор совмещает описание природы и чувства лирического героя. В первой и третьей строфе мы наблюдаем, как Бунин ярко описывает пейзажи природы, непрерывный дождь, который очень хорошо передает настроение и чувства автора. Промозглый дождь пронизывает до нитки даже самого читателя – настолько точно и четко автор описал природное явление.


И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Порывы ветра и холод – это то, что испытывает лирический герой не только в прямом смысле слова. Яркие эпитеты только подчеркивают душевное состояние.

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Вторая же и четвертая строфа рассказывают о чувствах лирического героя. О прошедшей любви и его тоске по этому поводу.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Автор показывает, что его чувства живы, он по-настоящему полюбил эту женщину, и она стала для него родной. Она понимала его душа, что было очень важно для творца. Но вернуть её не представляется возможным, поскольку женщина уходит один раз и навсегда. Она не живет прошлым – для неё его попросту нет.

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

В кульминации произведения мы видим смирение героя с положением вещей. Он решает отпустить свою любовь и пытаться жить дальше.

Образы и символы произведения

Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.

Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.

Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.

Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.

 И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.

Темы и проблемы

Первой темой данного произведения является одиночество человека. Ведь очень часто мы не можем разделить свои чувства и переживания даже с самыми близкими людьми. Вся проблема в том, что не всегда люди способны понять чувства другого человека. Его переживания, радость и боль.

Виной этому разница характеров и темпераментов. То, что кажется важным нам, не всегда представляет какую-либо важность для других. Это стоит понять и смириться с этим, впредь выбирая людей для своего окружения, которые мыслят идентично с вами.

Выбирая же противоположных людей по взглядам и духу – мы всегда будем чувствовать себя одинокими.

Второй проблемой в стихотворении можно назвать проблему любви. Это прекрасное во всех отношениях чувство, очень часто приносит очень много боли и страданий. В первую очередь потому, что любви подвластны абсолютно разные люди, которые впоследствии не в состоянии понять друг друга. Именно это и показано в данном произведении. Они полюбили друг друга, но столкнулись с отсутствием взаимопонимания. Это и стало причиной расставания двух любящих сердец. Рядом друг с другом они были одиноки.