Буквы в словах список для егэ

Буквы в словах список для егэ

Имена существительные

Ударения существительныеУдарения существительныеУдарения существительные

Имена прилагательные

Ударения прилагательныеУдарения прилагательныеУдарения прилагательные

Глаголы

Ударения глаголыУдарения глаголыУдарения глаголы

Причастия

Ударения причастияУдарения причастияУдарения причастия

Деепричастия

Ударения деепричастия

Структура экзамена

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и 27 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 26 заданий, в части 2 — 1 задание. Вопросы с кратким ответом (1-26) предполагают запись в бланке буквы, слова или словосочетания, задание с развернутым ответом — только одно (№ 27), в нем требуется написать сочинение объемом не менее 150 слов.

Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов первой части можно получить от 1 до 5 баллов в зависимости от уровня сложности. Самое дорогое задание экзамена — сочинение, здесь можно сразу заработать до 25 баллов. Всего ЕГЭ по русскому оценивается в 59 первичных баллов. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. На тройку нужно набрать 24 тестовых балла, для подачи документов в вуз — от 36 баллов.

Темы, уровень сложности и оценка заданий

Часть 1


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
1 1 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2 1 Средства связи предложений в тексте
3 1 Лексическое значение слова
4 1 Постановка ударения
5 1 Лексические нормы
6 1 Лексические нормы
7 1 Морфологические нормы (образование форм слова)
8 5 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
9 1 Правописание корней
10 1 Правописание приставок
11 1 Правописание суффиксов различных частей речи
12 1 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
13 1 Правописание НЕ и НИ
14 1 Слитное, дефисное, раздельное написание слов
15 1 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
16 2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении
17 1 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
18 1 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
19 1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
20 1 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
21 1 Пунктуационный анализ
22 1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
23 1 Функционально-смысловые типы речи
24 1 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
25 1 Средства связи предложений в тексте
26 4 Речь. Языковые средства выразительности

Часть 2


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
27 25 Сочинение по прочитанному тексту, объем — не менее 150 слов

Как сдать ЕГЭ по русскому языку. Советы эксперта

Что требуется

Предлагается список из пяти грамматических ошибок и девять предложений. Необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Задание высокого уровня, оценивается в 5 баллов.

Особенности

За каждую правильно найденную ошибку выпускник получает 1 первичный балл, а при верном выполнения всего задания можно сразу получить целых 5 первичных баллов.

Несмотря на то, что это не такое трудное задание, в первой части оно самое «весомое» и подойти к нему нужно со всей ответственностью. Прежде всего необходимо выучить возможные ошибки — всего их 10. На экзамене могут попасться любые пять из них. Нужно проработать каждую ошибку, чтобы определять ее с закрытыми глазами. Объем информации здесь очень приличный. Хорошей рекомендацией будет начинать работать над этим заданием в начале года, а потом постоянно искать эти ошибки в различных предложениях. Если постоянно выполнять подобные упражнения, к концу года почти никто уже не ошибается.

Советы

Самая сложная для школьников ошибка связана с однородными членами предложения. Дело в том, что она содержит в себе очень много подпунктов, здесь нужно выучить много материала. Все эти подпункты необходимо разобрать и проработать. Один из вариантов ошибки — глаголы с разным управлением. Например: «Я люблю ухаживать и поливать цветы». Получается, что я люблю ухаживать цветы и поливать цветы. Предложение построено неверно.

Второе место занимает неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Например: «Прыгнув с обрыва, у меня слетели плавки». При выполнении этого задания необходимо прежде всего подчеркивать грамматическую основу предложения. Здесь грамматическая основа — «слетели плавки». Получается, что плавки слетели с обрыва. Имейте в виду, что главное лицо в предложении должно соотноситься и с главным действием (сказуемым), и с дополнительным действием, которое выражено деепричастным оборотом. Поэтому это предложение грамматически построено неправильно. Кстати, такую ошибку достаточно часто слышно по телевизору в разных программах, то есть ее допускают не только школьники.

Еще одна сложная ошибка — это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Если предложение начинается на «все, кто...», «тот, кто...», «те, кто...», на 99% там будет ошибка между подлежащим и сказуемым. Например: «Те, кто приехал поздно, опоздал». Получается, что «те — опоздал». Это неправильная грамматическая конструкция.

Чтобы хорошо подготовиться к этому заданию, сначала нужно выучить все эти ошибки, а потом начинать решать, решать и решать. Поскольку список ошибок нам известен, то есть они одни и те же, при определенном опыте выполнения этого задания решение находится автоматически, все сразу видно.

Что требуется

Необходимо расставить в предложениях знаки препинания и выбрать два из них, где ставится одна запятая. Задание базового уровня, оценивается в 2 балла.

Особенности

В этом задании предлагаются только сложносочиненные предложения или предложения с однородными членами. Здесь не может быть сложноподчиненных предложений, причастных оборотов, обособленных определений: все это вы встретите в других заданиях, но не в этом. На ЕГЭ для каждой темы есть свой вопрос, важно помнить этот нюанс, ведь это помогает при выполнении заданий. Ты знаешь, что нужно искать ответ в рамках конкретной темы.

Сложность этого задания состоит в том, что здесь легко запутаться, оно больше рассчитано на внимательность. Очень важно сразу подчеркнуть грамматическую основу в предложении — подлежащее и сказуемое — и только после этого расставлять запятые.

Советы

На экзамене часто встречаются предложения с общим второстепенным членом. Например: «В избушке трещит печь и мурлычет кот». Здесь, как мы видим, две грамматические основы и связаны они общим второстепенным членом: и печь трещит в избушке, и кот мурлычет в избушке. Запомните! Если в предложении есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом «и» не ставится. При этом обычно в предложении с двумя грамматическими основами она ставится (например: «Пошел дождь, и я вышел на улицу»).

Если мы говорим о предложениях с однородными членами, то там необходимо подчеркивать (если они есть) определение, обстоятельство и дополнение. Это нужно, чтобы определить пары однородных членов. В таких предложениях экзаменаторы специально нас запутывают (например, ставят много союзов «и»). Часто бывает так, что два союза соединяют разные пары однородных членов, и получается, что запятая здесь вообще не нужна (например: «Утром и вечером дети и взрослые выходят на улицу»). Удобно выполнять это упражнение при помощи схем: брать в кружочки однородные члены предложения, выносить их и смотреть, что получается.

Также в этом задании всегда есть одно предложение с составным (двойным) союзом: «не только, но и», «как, так и», «не столько, сколько». Например: «Я умею не только петь, но и танцевать». Нужно запомнить, что перед второй частью составного союза запятая ставится всегда.

Что требуется

Предлагается текст, в котором нужно найти предложение, связанное с предыдущим определенной частью речи или словами с определенной характеристикой. Задание повышенного уровня, оценивается в 1 балл.

Особенности

В качестве связующего слова в вопросе может быть предложено собирательное числительное, местоимение, наречие, иногда попадается лексический повтор, однокоренные слова. Это зависит от варианта. Здесь важно повторить все части речи.

Советы

Обязательно разберите местоимения и их разряды. Например, в задании просят найти предложение, которое соединяется с другим при помощи личного местоимения. Ребята очень часто путают притяжательные местоимения со склонениями личных местоимений. Местоимения «ее» и «его» могут быть и притяжательными, и личными. Например: «Его нет дома» или «Его портфель упал». Нужно помнить, что если местоимение отвечает на вопрос «Кого/чего?» (кого нет дома?), то это склонение личного местоимения, а если на вопрос «Чей?» (чей портфель?), то это уже притяжательное. В этом «подводный камень» этого задания.

Для подготовки лучше всего использовать учебник по ЕГЭ И. Цыбулько. Это максимально приближенное к тестам ЕГЭ пособие. В нем очень часто в примерах по этому заданию повторяются одни и те же части речи, и ты уже знаешь, чего можно ожидать на экзамене.

Что требуется

Предлагается текст о языковых особенностях, в котором пропущены четыре термина. Используя список из девяти терминов, необходимо заполнить пропуски в тексте. Задание повышенного уровня, оценивается в 4 балла.

Особенности

Для подготовки к этому заданию нужно выучить очень много теории. На экзамене нам попадается девять терминов, но на самом деле их гораздо больше. Здесь необходимо знать, что означает каждый из них. Здесь пригодится следующий лайфхак. Все возможные термины можно разделить на три группы: тропы, лексические средства и синтаксические средства. Тем самым мы сильно облегчаем себе задачу. Например, в группу тропов входят гипербола, метафора и эпитет. Все, что связано со словом (синонимы, омонимы, диалектизмы, фразеологизмы), — это лексические средства, а синтаксические средства обозначаются целыми предложениями (например, ряд однородных членов предложения).

Советы

Выполнять упражнения по этой теме нужно все время подготовки. Необходимо не только проговаривать определение термина, но и называть группу, к которой он относится.

Обратите внимание, что уже в тексте задания имеется подсказка к его решению. Обычно перед перед пропуском в предложении идут фразы «найдите троп», «определите лексическое средство», «укажите синтаксический прием», что сразу указывает вам на ту группу, из которой нужно взять термин, то есть сильно сужает круг поиска. Иногда бывает и так, что в списке терминов предлагается, например, только один троп, тогда искать не надо вообще, остается только вписать соответствующий термин в ответ.

Что требуется

Необходимо написать сочинение по предложенному тексту, объем не менее 150 слов. Задание повышенного уровня, оценивается в 25 баллов.

Особенности

В первую очередь нужно прочитать текст и выделить основную проблему. Скажем, в тексте написано, что люди приехали на природу и оставили после себя мусор. Здесь можно говорить о проблеме небрежного или потребительского отношения человека к природе. Ее нужно сформулировать определенным образом: например, не может быть проблемы природы, но может быть проблема влияния природы на человека или проблема роли природы в жизни человека. Также можно ставить проблему с помощью вопросов. Например: «Как природа влияет на человека?». В сочинении можно не тратить свою энергию на вступление и в первом абзаце сразу говорить о проблеме. Вступление на баллы не влияет, выпускники получают хорошие баллы за сочинение и со вступлением, и без него.

Второй абзац — это самая сложная часть. Его называют «комментарий». Здесь надо показать, как автор раскрывает проблему в тексте, какие средства он для этого использует. Например: «Автор обращает наше внимание на проблему защиты окружающей среды, он с негодованием отмечает, что туристы не убрали за собой мусор».

В третьем абзаце мы раскрываем авторскую позицию. Например: «Автор говорит о том, что надо бережно относиться к природе». Здесь можно как написать один абзац, так и ограничиться единственным предложением. В следующем, четвертом, абзаце необходимо описать собственное отношение к проблеме. На ЕГЭ сложных проблемных текстов не дают. Поэтому ваша позиция всегда будет совпадать с позицией автора. Здесь можно либо подробнее расписать свое мнение, либо согласиться с автором с помощью нескольких фраз.

Пятый абзац — это аргументы, подтверждающие позицию ученика. Вы должны привести два аргумента в поддержку своего мнения: один из литературы и второй также из литературы или из жизни. Здесь можно посоветовать обязательно прочитать три основные книги, в которых собраны аргументы на все случаи жизни: «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева и «Судьба человека» Михаила Шолохова. Обратите внимание: если вам попалась проблема, по которой вы не можете привести ни одного аргумента из литературы, приведите два примера из жизни. За счет этого вы получите два балла из трех возможных по этому критерию, а это лучше, чем ноль баллов. В конце сочинения нужно написать заключение.

Советы

Сейчас в Интернете можно найти целые сборники аргументов для сочинений по всем возможным проблемам. Есть ребята, которые готовятся к ЕГЭ по русскому языку именно так — заучивают готовые аргументы. Но это только усложняет задачу. Способ трудозатратный, но неэффективный. Чем зубрить набор слов, лучше сесть и прочитать в удовольствие несколько интересных книг.

Конечно, получить за сочинение 25 баллов — это очень сложно, тут все зависит от школьника и его стараний во время подготовки. Надо больше читать и чаще писать сочинения, чтобы чувствовать язык. Этот навык перед ЕГЭ можно и нужно отработать.

Изменения – 2021

Изменения коснулись двух вопросов. В задании № 9 теперь другая формулировка. Здесь нужно выбрать варианты ответов, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня. Если раньше выпускнику для ответов предлагались списки слов с пропущенными буквами, то теперь пропущенных букв нет. Все слова написаны полностью.

В задании № 27 (сочинение) уточнены формулировка и критерии оценивания. Здесь школьникам предлагается написать сочинение по прочитанному тексту объемом не менее 150 слов. В работе необходимо сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, прокомментировать проблему, включая два примера-иллюстрации из текста, а также сформулировать позицию автора и своё к ней отношение.

Сочинение — самое дорогое задание экзамена, тем не менее в этом году оно стало еще весомее в общей сумме баллов за экзамен. Теперь на нем можно заработать сразу 25 первичных баллов (ранее было 24), один балл прибавился за критерий К2 (комментарий проблемы исходного текста). За счет этого первичный балл за выполнение всей работы увеличился с 58 до 59.

Почему надо помнить правило

В русском языке слоги ЧО и ЧЁ, ШО и ШЁ, ЖО и ЖЁ, ЩО и ЩЁ читаются одинаково. Сравните: чокнутый - учёба, шов – шёлк, крыжовник – жёлтый, трещотка – щёки.

Это происходит потому, что буквы Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш - только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук.

Правило

Чтобы правильно выбрать нужную букву, определите, в какой части слова она находится: в корне или за корнем.

Если буква находится в корне, то можно попробовать подобрать такое однокоренное слово, в котором чётко слышно Е. Е и Ё чередуются, поэтому Ё всегда можно проверить. Например, жёлтый – желтеть. Если к вашему слову не подбирается однокоренного с Е - пишите О.

Удобнее выучить все слова, в корне которых после шипящих пишется О, и действовать методом исключения: если слово есть в волшебном списке – пишем О, если слова в списке нет – выбираем Ё. Вот несколько слов из списка: крыжовник, изжога, анчоусы, шов, шок, шорох, джонка, харчо. Список пополняется заимствованными словами и постоянно растёт. Сейчас в нашей коллекции порядка 40 слов, в корне которых следует писать О. Полный список можно получить и выучить в курсе Правописание О и Ё после шипящих. 

А сейчас посмотрим, как выбрать нужную букву, если она оказалась в суффиксе или окончании.

Здесь действует совершенно другой принцип. Прежде всего, нужно определить, есть ли в значении слова действие. От этого и зависит выбор буквы: в глаголах и отглагольных словах пишется Ё, в остальных случаях - О.

Возьмём слово «Ночёвка». Существует глагол «ночевать». В значении этого слова есть действие. Пишем после Ч – Ё. Возьмём слово «девчонка». Нет глагола «девчить». В значении этого слова действия нет. После Ч пишется О. Исключение - распашонка

В большинстве учебников приводится формулировка правила, связанная с ударением. Мы не противоречим основному правилу 1956 года, а рассматриваем только один его пункт - ударную позицию буквы. В безударной позиции ошибиться практически невозможно (хотеть большего, младшего брата). Также достаточно чётко слышатся гласные после Ц, этот пункт правила не вызывает затруднения при письме.

На что обратить внимание

  • Обратите внимание: суффикс ОК после шипящих всегда пишется с О, даже если в значении слова есть действие (движок, прыжок и т. п.).
  • В особую группу надо выделить слова с суффиксом ЁР, обозначающим род занятий. Этот суффикс всегда пишется с буквой Ё. Слов, в которых этот суффикс оказался после шипящих, немного. Вот почти исчерпывающий список: дирижёр, стажёр, ухажёр, ретушёр, массажёр, тренажёр, коммивояжёр.
  • До недавнего времени исключением было слово мелочовка. Оно писалось через ё. Теперь слово подвели под основное правило.
  • В словах ожог и поджог букву надо выбирать в соответствии с частью речи: в существительных пишется О, в глаголах – Ё. Например: Мальчик ожёг руку. Мальчик что сделал? Ожёг руку. Слово ожёг – глагол. Пишем Ё.  Ожог сильно болит. Что болит? Ожог. В этом предложении «ожог» - существительное. Пишем букву О. Так же выбираем буквы в предложениях «Мальчик поджёг тополиный пух» и «Он чуть не совершил поджог». 

Примеры

Чемпионы среди ошибок слова речонка, девчонка, ручонка (за корнем, нет действия).

Шёпот (буква в корне, проверяем шептать)

Дешёвый (буква в корне, проверяется дешевле)

Шорох (буква за корнем, есть в списке)

Мочёный (буква в суффиксе, причастие)

Дирижёр (суффикс ёр)

Сучок (сууфикс ок)

Печёт (окончание глагола)

Ключом (окончание существительного)

Ночёвка (суффикс отглагольного существительного, есть действие ночевать)


История правила

Сейчас все формулировки правила представляют собой попытки разными способами привести в систему стихийно сложившиеся нормы орфографии. Опора здесь делается на традицию. Массу слов в течение столетий люди писали с сочетаниями шипящих и О с Ё без всяких правил, кому как нравилось. Следовало привести написание всех этих слов к единообразию еще при реформе 1918 года. Ушаков предлагал это сделать больше ста лет назад.  Но почему-то в то революционное время предложение филологов не было принято. И теперь мы имеем очень неудобное правило. Даже не правило, а его отсутствие и попытку описать схемами языковую стихию. 

Нелогичность и неудобство, огромное количество исключений и противоречий при употреблении О и Ё после шипящих бросается в глаза многим специалистам, поэтому реформировать правило предлагается постоянно при каждом удобном случае. Возможно, именно поэтому правило не включено ни в ЕГЭ, ни в ГИА отдельным вопросом. Дети выучат, а вдруг - реформа! Но пока сторонники изменений не победили, давайте учить правило в том виде, в каком оно есть.


    Доведите до автоматизма написание слов на это правило при помощи мини-курса Правописание О и Ё после шипящих. В курсе приводятся списки практически всех слов русского языка на это правило, есть десятки интерактивных упражнений, тренировочные тесты, задания для списывания.



    На что обратить внимание

    • Обратите внимание: суффикс ОК после шипящих всегда пишется с О, даже если в значении слова есть действие (движок, прыжок и т. п.).
    • В особую группу надо выделить слова с суффиксом ЁР, обозначающим род занятий. Этот суффикс всегда пишется с буквой Ё. Слов, в которых этот суффикс оказался после шипящих, немного. Вот почти исчерпывающий список: дирижёр, стажёр, ухажёр, ретушёр, массажёр, тренажёр, коммивояжёр.
    • До недавнего времени исключением было слово мелочовка. Оно писалось через ё. Теперь слово подвели под основное правило.
    • В словах ожог и поджог букву надо выбирать в соответствии с частью речи: в существительных пишется О, в глаголах – Ё. Например: Мальчик ожёг руку. Мальчик что сделал? Ожёг руку. Слово ожёг – глагол. Пишем Ё.  Ожог сильно болит. Что болит? Ожог. В этом предложении «ожог» - существительное. Пишем букву О. Так же выбираем буквы в предложениях «Мальчик поджёг тополиный пух» и «Он чуть не совершил поджог». 

    Примеры

    Чемпионы среди ошибок слова речонка, девчонка, ручонка (за корнем, нет действия).

    Шёпот (буква в корне, проверяем шептать)

    Дешёвый (буква в корне, проверяется дешевле)

    Шорох (буква за корнем, есть в списке)

    Мочёный (буква в суффиксе, причастие)

    Дирижёр (суффикс ёр)

    Сучок (сууфикс ок)

    Печёт (окончание глагола)

    Ключом (окончание существительного)

    Ночёвка (суффикс отглагольного существительного, есть действие ночевать)


    Справочная информация

    Что нужно знать о русском ударении?

    Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой. 

    Часто люди не знают, как правильно произносится слово, например:

    ере´тик или ерети´к,  гра´жданство или гражда´нство.

    Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?

    Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. Например, тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда´ми, река´ми, стена´ми. Сейчас эта норма расшаталась и правильными признаются оба варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через какое-то время один из вариантов победит и станет нормативным произношением.

    Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются.

    Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для А1 в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. В 2014 году опубликован уточнённый список слов, который и размещён ниже.

    Совет:

    Некоторые авторы пытаются дать теоретические обоснования к заданию 1. Но это не самый продуктивный подход, поскольку правил постановки ударения в русских словах нет, а есть лишь многочисленные закономерности, относящиеся к отдельным группам слов или их формам.
    Поскольку нам повезло — мы знаем полный список слов, используемых в КИМах, то надёжнее слова из этого списка выучить. Для этого мы предлагаем практикумы.