1 задание егэ биология ткани человека

1 задание егэ биология ткани человека

Что изменится?

Первый вопрос, который стоит задать, существуют ли какие-то изменения в ЕГЭ-2021 и что нужно предусмотреть заранее? Для того чтобы на него ответить, обратимся к документам, опубликованным ФГБНУ «ФИПИ»:

Существенных изменений ни в содержании, ни в структуре КИМ в этом году нет. Содержание представлено по-прежнему семью блоками. Распределение заданий в этих блоках также не изменилось. Все содержательные блоки паритетны по своей значимости. Единственное изменение — увеличение времени работы на экзамене на 25 минут.

Но несмотря на то, что формально изменений спецификация не показывает, фактически увеличен объем содержания и сложность заданий — это касается заданий и первой, и, в особенности, второй части.

К чему готовиться?

Во-первых, к освоению полного объема знаний. Ученикам важно уметь их применить в новой ситуации.

«Готовиться, прежде всего, нужно к тому, чтобы дети освоили полный объем знаний по всем разделам биологии. В большом темном помещении у нас всегда с собой должен быть фонарик, чтобы рассмотреть самые дальние уголки и мельчайшие детали — все должно быть в поле зрения ученика».

Во-вторых, — к освоению умения интегрировать знания, использовать межпредметные связи.

В третьих, важно освоить умение многоаспектного рассмотрения объектов и процессов (структурно-функциональный, эволюционный, экологический).

В-четвертых, необходимо понимать алгоритмы выполнения заданий разного вида.

В-пятых, нужно изучить требования к оцениванию разных заданий.

Задания линии 25 (ботаника, зоология, человек и его здоровье)

Пример 1 и комментарии

Содержание задания, представленного ниже, касается циклов развития растений, которые изучаются в основной школе — в разных УМК в разные годы обучения. Но в основной школе минимизирована терминология этой темы и сращивание ботанического содержания с элементами общей биологии проходит на старшей ступени обучения и практически за рамками урока.

Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните ее.

Элементы ответа:

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия.

image3.png  

В чем сложность задания? Ребенку недостаточно описать строение пыльцы и недостаточно ответить, что пыльца участвует в опылении. Здесь нужно использовать структурно-функциональный подход и выстроить причинно-следственную связь между всеми компонентами мужского гаметофита и их долей участия в процессе размножения.

Сама формулировка вопроса в этом задании, конечно, не очень точна. Ребенку было бы легче ответить на этот вопрос, если бы второй вопрос звучал примерно так: «укажите роль всех компонентов мужского гаметофита в процессе размножения растений».

Надо сказать, что задание оценивается очень жестко. Для максимального количества баллов — 3-х — недостаточно одного, двух или даже трех правильных ответов. Максимальный балл можно получить только за четыре—пять правильных ответов.

В новых эталонах, по которым работают эксперты, в скобках приводятся допустимые варианты одного ответа. В частности, пыльцевое зерно можно назвать пылинкой (но не пыльцой). Как подготовить к этому детей? Они, конечно, обязательно должны освоить биологические синонимы.

Пример 2 и комментарии

Следующее задание линии 25 — из раздела «Человек и его здоровье». Объем задания расширяется за счет двух тем — «Обмен веществ» и «Система органов человека». Но помимо внутрипредметной интеграции присутствует и межпредметная связь с химией, потому что тут необходимо помнить о биохимических процессах, которые протекают в мышцах.

Нельзя сказать, что это задание лежит за рамками программы, но совершенно точно оно дает некий эффект новизны и погружает ребенка в ситуацию, где нужно объединить полученные в школе знания.

Известно, что уровень глюкозы в крови взрослого человека в норме составляет 4,1 — 5,9 ммоль/л. На концентрацию глюкозы влияет ряд органов, например промежуточный мозг, надпочечники, двуглавая мышца плеча. Используя знания о функциях этих органов, объясните их роль в регуляции концентрации уровня глюкозы.

Элементы ответа:

1) Промежуточный мозг (гипоталамус) с помощью нейронов-рецепторов определяет концентрацию глюкозы в крови;
2) Промежуточный мозг (гипоталамус и гипофиз) осуществляет нейрогуморальную регуляцию уровня глюкозы в крови;
3) Надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает распад гликогена до глюкозы;
4) Двуглавая мышца плеча во время работы потребляет глюкозу, понижая ее концентрацию в крови;
5) Двуглавая мышца плеча синтезирует гликоген из глюкозы, понижая концентрацию глюкозы в крови.

Задание тоже оценивается жестко — максимально за четыре-пять элементов ответа — 3 балла, за один-три правильных ответа — 2 балла.

Обратите внимание, что в последние годы в очень многих критериях появляется замечание: За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл. ЕГЭ, к сожалению, не прощает оплошностей, и к этому тоже очень важно подготовить детей.

Биология. 10 класс. Углубленный уровень

Биология. 10 класс. Углубленный уровень

Учебник для 10 класса начинает переработанную и обновленную известную линию УМК по биологии (углубленный уровень) и соответствует требованиям основной образовательной программы, размещенной на сайте www.fgosreestr.ru, отвечает базисному учебному плану по биологии и авторской рабочей программе.

Купить

Задания линии 26

Пример 1 и комментарии

Анализ хода, сопоставление фактов или результатов эксперимента, выдвижение гипотез, приведение доказательств — это та ситуация, в которую погружает ребят задание линии 26. Такой подход, несомненно, усложняет задание.

Это, традиционно, блок по эволюции и экологии. Содержание его расширяется за счет элементов зоологических знаний и наблюдения за видами. Здесь нужно хорошо знать понятие конкурентного исключения, которое синонимируется с понятием экологической ниши. Подразумевается совокупность ресурсов в биоценозе, которыми пользуется определенный вид. А мы знаем, что, как правило, несколько видов не могут существовать на уровне одной экологической ниши.

Отечественный ученый Г.Ф. Гаузе провел ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. При совместном выращивании двух видов, использующих одинаковый пищевой ресурс (бактерии, находящиеся в толще воды), численность одного из них сокращалась, и через некоторое время этот вид был вытеснен другим видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом, питающимся дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. Какое явление исследовал Г.Ф. Гаузе? Какие закономерности существования видов в одном биоценозе им были открыты? Поясните эти закономерности.

Элементы ответа:

1) явление межвидовой конкуренции (конкурентного исключения, межвидовой борьбы за существование);
2) два вида не могут занимать одну экологическую нишу;
3) так как используют один и тот же жизненно важный ресурс (пищевой);
4) близкие виды могут существовать совместно в одном биоценозе;
5) если близкие виды используют различные ресурсы (занимают разную экологическую нишу)

За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл.

Ответ, который не относится к заданию, снова будет жестко рассматриваться экспертами.

Пример 2 и комментарии

Расширение объема содержания задания происходит за счет дополнительной (справочной) информации, которую необходимо проанализировать. И здесь мы снова видим внутрипредметную интеграцию и элементы общей биологии.

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими К-стратегами являются слоны. За счѐт каких особенностей размножения и поведения им удаѐтся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ аргументируйте.

Элементы ответа:

1) Малое количество детенышей в помете (обычно один детеныш);
2) Небольшое количество потомков снижает между ними конкуренцию за ресурсы; 3) Длительная беременность;
4) При длительном вынашивании детеныши рождаются хорошо сформированными (адаптированными к условиям среды);
5) Забота о потомстве;
6) Защита детенышей родителями и забота о них обеспечивают высокую выживаемость потомства.

Система оценивания задания сложная: за пять-шесть правильных ответов — 3 балла, за четыре правильных ответа — 2 балла, за три — 1 балл.

Задание линии 27

Пример и комментарии

Введение принципа антипараллельности при матричном синтезе, поиск отдельных кодонов, триплетов ДНК, обратная транскрипция — все эти элементы усложнили задания линии 27 в последние годы.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5’-ЦГАТАТЦГАТТТАГА-3’ 3’-ГЦТАТАГЦТАААТЦТ-5’ Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида Арг.

Объясните ваше решение. Укажите последовательность фрагмента молекулы РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК.

Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Послабление в системе оценивания в этом году — разработчики в эталонах указали, что если ребенок не прописал концы для кодонов иРНК и триплетов ДНК, то такие ответы тоже принимаются. Однако мы все понимаем, что если не учитывать антипараллельность при решении задач, то в отсутствии цифр ответы ученика могут быть иными.

За выполнение задания можно получить максимум 3 балла — если ответ включает в себя все элементы (всего их пять), 2 балла — за четыре элемента и 1 балл — за два-три. При этом в ответе не должно быть биологических ошибок. И снова важно дать наиболее исчерпывающий, логически последовательный ответ.

Биология. 11 класс. Углубленный уровень

Биология. 11 класс. Углубленный уровень

Учебник для 11 класса завершает переработанную и обновленную известную линию УМК по биологии (углубленный уровень) и соответствует требованиям основной образовательной программы, размещенной на сайте www.fgosreestr.ru, отвечает базисному учебному плану по биологии и авторской рабочей программе. Линия создана авторским коллективом Сибирского отделения РАН под ред. Шумного В.К. и Дымшица Г.М. Курс построен по принципу уровневой организации жизни.

Купить

Задание линии 28

Пример и комментарии

У человека между аллелями генов отсутствия потовых желез и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца — отсутствия потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

image2.png

В чем особенности этой задачи, которая и без того является одной из самых сложных? Во-первых, объем. Нужно анализировать большое количество потомков. Присутствует и внутрипредметная интеграция, но мы уже, в общем-то, привыкли решать комбинированные задачи. Еще из особенностей: здесь не прописан тип наследования, но мы с вами уже умеем его определять. Основная сложность и новизна задания — элемент внутритематической интеграции — здесь дано сцепленное наследование при сцеплении признаков с гомологичными X-хромосомами.

И кстати, эта задача, как не удивительно, не лежит за рамками школьной программы по биологии. Просто в школе при рассмотрении сцепленного наследования мы обычно решаем более простые задачи, ограничиваясь узкой ориентировочной содержательной основой.

«Не пугайтесь нового. Как правило, усложнение, которое мы воспринимаем как выход за пределы школьной программы, — это не что иное, как помещение привычного знания в новую ситуацию, которая начинает рассматриваться как нечто новое — то, чего не было в программе».

Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 класс. Углубленный уровень

Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 класс. Углубленный уровень

Предлагаемый сборник задач и упражнений по биологии для 10–11 классов ориентирован на школьников, которые изучают биологию на углублённом уровне. В нём собраны задания различного уровня сложности — базового, повышенного и олимпиадного. При этом задания базового уровня сложности могут относиться к разным типам: с выбором ответа и с развёрнутым ответом.

Купить

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Биология как наука. Методы научного познания

1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

1.2 Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

2. Клетка как биологическая система

2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза

3. Организм как биологическая система

3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы

3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания

3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

4. Система и многообразие органического мира

4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

4.2 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

4.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма ( на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

5. Организм человека и его здоровье

5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов

5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорнодвигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

6. Эволюция живой природы

6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов

6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции ( А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

7. Экосистемы и присущие им закономерности

7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение

7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде

Что нужно знать, чтобы решить задание 1:

Схемы и пропущенные термины, которые встречаются на экзамене, могут быть по любому разделу биологии, который нужно знать для ЕГЭ:

  1. Общая биология
  2. Анатомия
  3. Генетика
  4. Зоология
  5. Ботаника
  6. Экология
  7. Эволюция
  8. Селекция

Задачи для практики

Задача 1

Рассмотрите предложенную схему видов иммунитета. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Одна из классификаций делит иммунитет по происхождению на естественный и искусственный. Первый из них характеризуется такими разновидностями, как неспецифический (или врождённый) и приобретенный (то есть специфический).

Ответ: искусственный

Показать решение

Полный курс

Задача 2

Рассмотрите предложенную схему классификации пресмыкающихся. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Подкласс чешуйчатые объединяет ящериц и змей. Тело этих животных покрыто мелкими роговыми чешуйками или бугорками.

Ответ: змеи

Показать решение

Полный курс

Задача 3

Рассмотрите предложенную схему «Состав крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Кровь – это разновидность соединительной ткани, которая включает два компонента: форменные элементы – кровяные тельца, клетки крови; плазму – жидкое межклеточное вещество.

Ответ: плазма

Показать решение

Полный курс

Задача 4

Рассмотрите предложенную схему «Жизненный цикл клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Жизненный цикл клетки состоит из подготовки к делению (интерфаза) и непосредственно самого деления. Интерфаза состоит из 3 периодов: предсинтетический, синтетический, постсинтетический.

Ответ: интерфаза

Показать решение

Полный курс

Задача 5

Рассмотрите предложенную схему «Развитие комнатной мухи». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

На рисунке изображена схема непрямого развития с полным превращением. Конечной стадией, которого является взрослое животное (имаго).

Ответ: имаго

Показать решение

Полный курс

Задача 6

Рассмотрите предложенную схему «Основная ткань растений (паренхима)». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Аэренхима - воздухоносная ткань у растений, построенная из клеток, соединённых между собой так, что между ними остаются крупные заполненные воздухом пустоты (крупные межклетники).

Ответ: аэренхима

Показать решение

Полный курс

Задача 7

Рассмотрите предложенную схему «Ядро». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Ядро = две мембраны (фосфолипиды и белки) с порами + ядрышко(и) + кариоплазма (ядерный сок/нуклеоплазма) + хроматин (нити ДНК и белки-гистоны) + РНК

  • Мембраны с порами: чтобы было сообщение с цитоплазмой, из ядра транспортируются молекулы РНК, рибосомы, из цитоплазмы в ядро проникают белки
  • Внутренняя мембрана – спцифична и отличается от плазматической
  • На внешней мембране – рибосомы, ее строение сходно со строением мембраны ЭПС
  • Ядрышки: синтез рРНК, созревание и сборка субъединиц рибосом, участок молекул ДНК на котором синтезируется рРНК – ядрышковый организатор
  • Хроматин: ДНК и белки-гистоны (до деления активно используется, поэтому не спирализована – эухроматин, хотя есть неактивная часть, она спирализована - гетерохроматин), всего в ядре у человека 46 линейных молекул ДНК, после спирализации они становятся хромосомами (каждый вид имеет свое число хромосом)
  • Кариоплазма (нуклеоплазма): гель + различные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды

    Функции
    1. Хранение и передача наследственной информации
    2. Регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков
    3. Место образования субъединиц рибосом
    4. Место транскрипции

  • Ответ: хроматин

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 8

    Рассмотрите предложенную схему «Систематика типа Плоские черви». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Тип плоские черви делится на классы: ресничные черви, сосальщики (в основном паразиты, примеры: двуустка), ленточные черви.

    Ответ: сосальщики

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 9

    Рассмотрите предложенную схему «Типы соединения костей». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Кости могут соединяться неподвижно, полуподвижно и подвижно. Подвижное соединение – это сустав, который обеспечивает вращательные, сгибательные и разгибательные движения одной кости относительной другой.

    Ответ: сустав

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 10

    Рассмотрите предложенную схему строения стенки тела кишечнополостных. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Стеки кишечнополостных состоит из трех слоев. Эндодермы – внутренний слой, эктодермы – наружный слой. Между этими слоями расположен средний слой – мезоглея.

    Ответ: мезоглея

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 11

    Рассмотрите предложенную схему «Покровная ткань». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Покровная ткань у растений находится на поверхности всех органов, граничит с окружающей средой и защищает растение от вредоносных воздействий. В покровной ткани выделяют части: кожица, пробка, корка. Каждая из них выполняет определенные функции. Они обозначены на схеме задания.

    Ответ: пробка

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 12

    Рассмотрите предложенную схему «Органы растения». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    У растений выделяют вегетативные органы (необходимые для бесполого размножения) и генеративные органы (участвуют в половом размножении).

    Ответ: генеративные

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 13

    Рассмотрите предложенную схему «Показатели популяции». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Статические показатели характеризуют состояние популяции в данный момент времени. К статическим показателям популяций относят их численность, плотность и показатели структуры.

    Ответ: плотность

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 14

    Рассмотрите предложенную схему классификации типов взаимодействия генов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Неаллельные гены расположены в разных участках хромосом и кодируются неодинаковыми белками. Такие гены могут взаимодействовать в формах: комплементарность - взаимодействие в результате которого появляется новый признак (окрас попугаев, форма плоды тыквы, окраска шерсти грызунов), эпистаз – один ген подавляет действие другого (окраска шерсти лошади, окраска кур), кооперация – доминирующие гены из разных пар вместе вызывают появление нового признака, а когда они по отдельности каждый несет свой признак (наследование форм гребня у кур).

    Ответ: комплементарность

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 15

    Рассмотрите предложенную классификацию организмов на функциональные группы в экосистеме. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Редуценты – это организмы, питающиеся останками растений и животных, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения, к таким организмам относятся и сапрофитные грибы.

    Ответ: сапротрофныегрибы

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 16

    Рассмотрите предложенную схему «Деление клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Митоз – это деление соматических клеток, которое проходит в 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

    Ответ: анафаза

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 17

    Рассмотрите предложенную классификацию способов размножения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Размножение может быть половым (приходит с участием половых клеток – гамет) и бесполом (в процессе участвуют только соматические клетки). Бесполое размножение может проходить несколькими путями: простое деление на двое, споруляция (спорообразование), почкование и др.

    Ответ: споруляция

    Показать решение

    Полный курс

    Задача 18

    Рассмотрите предложенную схему «Классификация костей». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Все кости человека можно разделить на виды: трубчатые (работают как рычаги, это бедренная, лучевая, фаланги пальцев), губчатые (состоят из губчатого вещества, полостей не имею и выполняют в основном защитную функцию, это ребра, позвонки), плоские (у этих костей ширина и длина преобладает над толщиной, это лопатки, тазовые и кости свода черепа) и смешанные кости (могут выполнят сразу несколько функций, это кости челюсти, ключица).

    Ответ: губчатые

    Показать решение

    Полный курс

    Советы по оформлению и решению задания №1:

    1. Обращай внимание на правильность написания термина, потому что твоя тестовая часть будет проверяться компьютером. Написав слово «митАхондрия», вместо «митОхондрия», ты потеряешь балл.
    2. Вноси свой ответ в бланк без знаков препинания, тире и прочих символов.
    3. Не торопись и не паникуй при решении задания.
    4. Если не можешь вспомнить термин или сомневаешься в себе, то переходи к выполнению остальных задач, а потом возвращайся и подумай еще.

    Примеры задания из разных разделов биологии.

    Пример 1. Рассмотрите предложенную схему «Типы развития насекомых». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Этапы постэмбрионального развития насекомых.

    Для решения задания нужно знать этапы постэмбрионального развития насекомых.

    Для насекомых характерно непрямое развитие. Что это значит? — Новая особь рождается непохожей на взрослый организм и нуждается в превращении (метаморфозе). Метаморфоз может быть полным и неполным.

    Неполное превращение (неполный метаморфоз). Самка откладывает яйца в окружающую среду, из которых вылупляется личинка. Личинка линяет и постепенно превращается во взрослую особь (имаго).
    3 стадии развития: яйцо – личинка – взрослый организм (имаго).

    Полное превращение (полный метаморфоз). Самка откладывает яйца, из которых появляется личинка. Личинка растет и превращается в куколку. Внутри куколки развиваются абсолютно все органы и формируется взрослый вид насекомого (имаго).
    4 стадии: яйцо – личинка – куколка - взрослый организм (имаго).

    Ответ: куколка

    Пример 2. Рассмотрите предложенную схему «Форменные элементы крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Классификация лейкоцитов

    Для решения задания нужно знать классификацию лейкоцитов.

    Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. К форменным элементам (клеткам крови) относят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты. Лейкоциты классифицируются на: гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и агранулоциты (моноциты и лимфоциты).

    Ответ: лимфоциты

    Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio

    Советы по оформлению и решению задания №1:

    1. Обращай внимание на правильность написания термина, потому что твоя тестовая часть будет проверяться компьютером. Написав слово «митАхондрия», вместо «митОхондрия», ты потеряешь балл.
    2. Вноси свой ответ в бланк без знаков препинания, тире и прочих символов.
    3. Не торопись и не паникуй при решении задания.
    4. Если не можешь вспомнить термин или сомневаешься в себе, то переходи к выполнению остальных задач, а потом возвращайся и подумай еще.